?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Зачем Богу Конец Света?


Фреска А. Рублева "Страшный Суд"

Но все-таки, зачем Ему нужен конец? Если все зависит только от Него, нельзя ли, чтобы не кончалось, так и длилось дальше?

Дело в том, что человек на Земле имеет некое задание.

Человек в целом, человечество, имеет грандиозное духовное задание, полученное в момент сотворения. Это задание – обожение (по-гречески – теозис).

Первым, кто употребил термин «обожение» был уважаемый учитель церкви Климент Александрийский. В книге «Строматы» (Кн. 6, гл. 9) он пишет: «Человек становится богообразным и в душе похожем на Бога». «Человек становится в некотором роде Богом».

Основания для этой дерзновенной идеи Климент Александрийский находит в Писании, прежде всего в эпизоде творения человека: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт.1:26-27).

При чтении этого отрывка книги Бытие можно заметить, что начальный замысел Творца («сотворим по образу Нашему и по подобию Нашему») несколько отличается от исполнения («И сотворил Бог человека по образу Своему…»). А где же «подобие»? Климент считал, что, если образ Божий дан человеку, то подобие – это то, что человек должен обрести, это и есть его задание: «…человек с самого рождения своего получает преимущество быть отображением Бога, хотя подобия Ему он должен достигать впоследствии через совершенствование…» (Строматы, кн. 7, гл. 16).

Святой апостол Иоанн Богослов свидетельствует о разговоре Спасителя с иудеями: «Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, - Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?» (Ин.10:34-36).

Если наше упование, наше устремление − жизнь во Христе − не значит ли это, что указанный им путь − наш путь? В решение этой задачи включены и Бог, и человек. Попытка стать богом без Бога привела к грехопадению. Змей соблазнил человека именно обещанием «…будете как боги» (Быт. 3:5). С другой стороны, невозможно представить, чтобы обожение было возможно без участия человека. А если человек не желает? А если он противится Богу?

Человек совершил ошибку и пал.

В результате падения в тварный мир ворвалось зло, и человек стал смертен. «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим.5:12). И даже это не отменило задачу теозиса, потому, что Бог верен и не отменяет обещанного. Но какое усилие, необходимо сделать человечеству для решения задачи приближения к Богу всех?

Любому школьнику раньше или позже предстоит окончание школы и экзамены. Так и человечеству предстоит пройти «переаттестацию». Неизбежность обусловлена тем, что человеку (и человечеству в целом) предстоит дать отчет о том, чего он (оно − человечество) достигли в совершении теозиса. Насколько человек приблизился к Богу? В какой мере человек успел стать, как Бог? Можно переводить человечество из «школьного» возраста в «Магистратуру»?

Конец света наступает не потому, что тварный мир больше не нужен, и будет уничтожен. Просто время, отпущенное человеку для распоряжения тварным миром, истекло. Время Господу действовать! Только Он может завершить задачу теозиса. Только Он может подарить человеку Вечную Жизнь.

Но тогда встают другие вопросы: будет ли пригоден человек для Царства Божьего? Есть ли уверенность, что все люди хотят наступления Царства Божьего? Святой пророк Исайя говорит: «Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис.11:9). Готов ли человек к тому, чтобы не делать никакого зла и вреда? Возможно ли в наше время такая ситуация, когда все люди будут верить в Бога и знать Его (знать Бога по библейским понятиям значит – жить по Его заповедям)? Сколько надежды тоски слышится в словах Господа: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк.18:8)

Эллинский языческий мир, при всей своей мудрости, которая служит нам, в свою меру, до сих пор в виде античной философии, категорически не принимал идею всеобщего воскресения. Новозаветная книга «Деяния апостолов» описывает эпизод проповеди святого апостола Павла в Афинском ареопаге. «Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время» (Деян.17:32). До этого момента афиняне и «и живущие у них иностранцы» слушали охотно.

Взамен идеи воскресения мертвых языческая вера принимает идею переселения душ. Основанием Новозаветной веры в воскресение мертвых служат слова Спасителя и апостолов:

«Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения (Ин.5:28-29).  

Воскресение мертвых и Суд – конец прежнего человечества и прежнего мира, не уничтожение, а Новое бытие. Оживут и предстанут перед Богом все люди, когда-либо жившие на земле. Люди предстанут перед Богом для Суда, в котором определится наше последующее бытие: Жизнь Вечная или …. «как наказание вечную гибель в отлучении от лица Господа и от славы крепости Его (2Фес. 1:9).

Вот, это есть самое страшное – быть отлученным от лица Господа, от Его крепости. Наверное, человек бессмертен, но можно ли назвать жизнью такую отлученность?



Comments

( 14 comments — Leave a comment )
mikhail_zeleny
Mar. 5th, 2016 02:13 pm (UTC)
Очень интересно, спасибо! Я некоторое время назад тоже размышлял на эсхатологическую тему - Про антихриста. Мне кажется, кое-что созвучно.
sanosin
Mar. 5th, 2016 05:31 pm (UTC)
Да, это можно обдумать.
afanasii1
Mar. 6th, 2016 05:12 pm (UTC)
Я не вполне понимаю что такое антихрист. Нечто вроде воплощения сатаны?
Но вроде-бы воплощение прерогатива Бога.
sanosin
Mar. 6th, 2016 06:19 pm (UTC)
Это человек, который попытается выдать себя за Христа.
afanasii1
Mar. 6th, 2016 07:25 pm (UTC)
Для этого надо быть гением.
Кстати таких ловкачей всегда было немало Вот один из них. http://www.liveinternet.ru/users/iisail/post385844302/
sanosin
Mar. 7th, 2016 05:41 am (UTC)
Злых гениев будет еще немало.
afanasii1
Mar. 7th, 2016 05:49 am (UTC)
Увы да.
dmatveev
Mar. 7th, 2016 01:48 am (UTC)
Склоняюсь к тому, что "есть Бог" практически равнозначно апокатастасису. Иначе Бог - это та самая проекция, о которой говорил Фейербах. За исключением неразрешимого, пожалуй, вопроса, способен ли человек разрушить себя до состояния, когда восстановиться будет нечему.

Edited at 2016-03-07 01:49 am (UTC)
sanosin
Mar. 7th, 2016 05:51 am (UTC)
Да, этот вопрос далек до разрешения. Думаю что окончательное решение этого вопроса все-таки за самим человеком. Признает ли он Христа Судьей? Захочет ли отказаться от всего ветхого, накопленного за время земной жизни?
Ведь есть такое явление, как бомжевание. Люди могут изменить этот порядок жизни, но не делают этого. Им нравится вольность, безответственность, возможность алкоголизации...
a_avvakum
Mar. 7th, 2016 06:46 am (UTC)
А, ну, источаем токи богословия... Если совершенный и всемогущий Бог с самого начала не устроил совершенный мир по высоте своего совершенства(по образу своему и подобию), то дальнейшие концы света и начала мира будут такими же несовершенными и срывными в поползновение греха и отпадения. Первая попытка подправить несовершенный разложившийся греховный мир - Ноев потоп. Но, что то не заладилось, человек опять сорвался. Вторая попытка будет Страшный Суд.

Однако, задумаемся. Ведь, и после Страшного Суда человек останется всемерно свободен, подвижен и, следовательно, несовершенен в своих поползновениях. Весьма вероятен повторный срыв во грех. И затем понадобится новый, обновленный Страшный Суд и Третье Пришествие
sanosin
Mar. 7th, 2016 07:09 am (UTC)
Мир был сотворен совершенным, но сотворение не было закончено. Эта задача возложена на человека.
Богословская формула "по образу и подобию" относится не к миру, а к человеку. Человек пал, потому и в тварный мир вошел грех.
В Новом творении греха уже не будет. Это мир, созданный заново и в нем человек, получивший дар Вечной жизни, то есть божественное достоинство. Это будут люди, процесс теозиса которых завершен Божьим действием. Божественное достоинство этих людей, вернее, Человеко-богов делает невозможным повторное грехопадение, так как от Бога они отпасть уже не могут.
Прежнее творение, возможно, сохранится еще какое-то время и будет наполнено людьми, не прошедшими Суд. Как сложится их судьба - знает Бог, и они тоже в этом смогут участвовать.
a_avvakum
Mar. 7th, 2016 02:27 pm (UTC)
Здесь встает ясный, внятный и конкретный вопрос: "Почему? Почему Богом первый мир в своем творении Богом не был завершен и следовательно совершен? Сколько веков кровавой полной насилия людской истории. Сколько бракованных, выбракованых в ад несовершенных душ?" Но, это уже вопрос не к человеку, а к Богу. Однако... "Бог не разговаривает с человеком, на его же человеческом языке"Эйнштейн
sanosin
Mar. 7th, 2016 04:34 pm (UTC)
Если бы человек имел задание быть просто обитателем (обывателем) мира, было бы логично устроить мир полностью совершенным. И человека таким же.
Но Богу нужен человек как соработник, как друг, которому можно поручить завершение сотворения мира. Человек поставлен управителем, это существо ответственное и свободное. Такое существо имеет потенциал теозиса. Правда, свобода таит опасность. Все, что безопасно, творчески бессильно.

Та картина сотворения мира, по которой вы сокрушаетесь, больше похожа на зоопарк. И человек в нем - самый милый обитатель. Но все-таки это всего лишь зоопарк.
a_avvakum
Mar. 8th, 2016 02:05 pm (UTC)
Ну, согласен. Есть мысль, есть мысль... и она имеет свою логику и свои сильные положения
( 14 comments — Leave a comment )

Profile

sanosin
Александр Андреев

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel