Category:

Пишу лекции12

"Итак, теперь нам предстоит в общих чертах описать путь современного человека к Богу и в Церковь. Этот путь называется катехизацией или воцерковлением, вступлением в Церковь.

Современный человек прошел через атеизм. В нашей стране атеизм многие десятилетия был государственной идеологией. Поэтому путь современного человека к вере очень не прост. Нужно сломать многие стереотипы. 

Первое, что необходимо сделать катехумену, то есть вставшему на путь катехизации, это отказаться от всего, что противоречит Заповедям. Я сейчас не буду перечислять все Заповеди, но мы с вами знаем, что в наше время является наиболее актуальным для, так скажем, приличных людей. Взяточничество, воровство в самых различных формах, пьянство за рулем (это покушение на убийство), ложная информация (оговор, сплетни), беспорядочная половая жизнь и многое другое, попробуйте сами продолжить.

Необходимо изжить вредные привычки. Привычка, как говорят, вторая натура. Например, курение, регулярное употребление алкоголя – медленное самоубийство. Сквернословие стало устойчивой привычкой, особенно в среде молодежи.

В этот период человек уже может опираться на личную молитву, чтение Священного писания и получить опыт благодатной Божьей помощи во исправление жизни.

На втором этапе катехизации человек знакомится с Символом Веры Православной Церкви и с Писанием Ветхого и Нового Заветов. Кроме того, ему необходимо усвоить первичные понятия о Боге и мире, о человеке, о творении и грехопадении, о Спасителе и о спасении, о Церкви. Примерно то, о чем мы ранее говорили, но подробнее. Лучше всего это делать под руководством катехизатора в группе катехуменов. Кроме Св. писания необходим учебник по катехизации – катехизис. После прохождения второго этапа и проверки жизнью решимости жить по Заповедям, можно приступать к таинству Крещения (кто еще не был крещен).

После Крещения христианин более не является катехуменом, он может вести полную церковную жизнь и нести ответственность за нее.

И вот здесь начинается самое интересное. Церковная жизнь проходит в борьбе со страстями, имеет целью освящение и преображение человека.

Займемся сначала страстями.

Помните, в начале лекции мы с вами говорили о добродетелях, что это как бы полезные растения, которые насадил сам Бог в саду, в сердце человека. Так вот, страсти – это сорняки, которые способны заглушить полезные растения, если с сорняками не бороться.

Изначально страсти – это дары Божьи, силы, энергии и способности человека, которые даны человеку на жизнь и служение, но, вследствие грехопадения, исказились или оказались направленными сами на себя. Таким образом, каждая страсть имеет праведное ядро, положительное основание, на котором она паразитирует.

Перед человеком стоит задача – не вырвать страсть с корнем, а очистить страсть до праведного основания, перенаправить его, чтобы потом использовать на служение Богу. То есть от греховных устремлений повернуть к радости общения с Богом.

При этом необходимо помнить, что христианская борьба со страстями, аскетика всегда носит церковный характер, эта борьба опирается на благодатную помощь Бога, которую человек черпает в церковных таинствах, соборной и личной молитве.

Страсть и грех – не одно и то же. Грех это ошибка, промах. Страсть это состояние сердца, духовная основа греха. Если у человека есть какая-либо страсть, ему нужно особенно внимательно относиться к себе, т.к. особенно велика вероятность для этого человека совершения греха.

Есть несколько этапов того, как страсть овладевает человеком.

Прилог.

Это вторжение в сферу сознания греховного помысла. Если прилог не вызван желанием человека, его волей, то можно считать его не-греховным.

Сдружение (сочетание).

Если человек сразу не отогнал от себя греховный помысел, а проявил к нему сочувствие, начал заниматься им, проявляя греховное удовольствие.

Сосложение (соизволение).

В этой стадии происходит уже согласие на грех, желание перейти от мечтаний к делу. Грех в намерении уже совершен.

Борьба.

В некоторых случаях может еще происходить борьба, колебание воли от совершения греха к уклонению от него.

Навык.

Греховная склонность уже вошла в природу человека. Сорняк пустил корни. У человека сформировалась привычка к совершению греха, настроенность на грех. Помните у Пушкина: «привычка свыше нам дана, замена счастию она».

Пленение.

Страсть развивается и обнаруживает себя как гибельное для человека состояние.

Страсть.

Воля человека охотно отдается страсти. Страсть увлекает волю, ум и сердце в сторону предмета страсти. Человек начинает служить предмету страсти.

На каждом этапе от человека требуется все большее духовное усилие, чтобы не отдать себя во власть страсти.

С учетом того, что каждой страсти можно противопоставить добродетель, можно построить две параллельные лествицы:

  

Страсть   *  Праведное ядро   страсти *  Добродетель,   противостоящая страсти

 

Чревоугодие * Потребность   человека в поддержании жизни*  пост

 

Блуд            *  Энергия либидо,   эрос*      воздержание

 

Сребролюбие * Способность к собиранию *    милостыня

 

Гнев*     Сила сердечная,   «нерв души»*  кротость

 

Печаль и уныние*  Печаль по Богу  *  терпение

 

Тщеславие и   гордость*   Достоинство   человека, обрааз и подобие Бога*

*смирение

С победой над страстями к человеку приходит бесстрастие. Бесстрастие это состояние человека, когда праведное ядро очищено от искажений и начинает приносить добрые плоды.

Состояние бесстрастия не есть истинная цель христианина. Более того, победа над той или иной страстью может не привести к желанной победе, если духовная сокровищница человека остается пустой, не пополняется.

Истинная цель христианской жизни, по слову прп. Серафима Саровского есть стяжание Духа Святого. И пост, и молитва, и милостыня, и борьба со страстями необходимы не сами по себе, а потому, что помогают выполнять задачу стяжания Духа Святого. 

Мы с вами из темы «Антропология» немного знаем о том, что человека можно представить как сосуд, в котором могут накапливаться духовные ценности. Так вот, в человеке может накапливаться Дух Святой. И совершает Он работу, которую только Бог может совершить – преображение и обожение (теозис) человека.

Таков заключительный этап духовной жизни человека – движения вверх, – освящения и преображения.

Всякий, кто желает идти этим путем, должен сохранять трезвенность, понимая, на каком этапе духовной жизни он сейчас находится. При этом не ставить задач, не посильных для нынешнего духовного состояния."

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded