Александр Андреев (sanosin) wrote,
Александр Андреев
sanosin

Медведь и Серафим



В Священном писании есть эпизоды, которые словно «цепляют» читателя (да простят мне этот молодежный сленг).
«И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека], ужаленный, взглянув на него, останется жив.  И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив» (Числа 21:8-9).
Как же так? В книге Исход сказано о том, что нельзя делать никакого изображения, чтобы не давать повода для поклонения. А здесь – явный повод для поклонения, которое впоследствии и реализовалось (4 Цар. 18:4). Израильтяне называли это изваяние «Нехуштан» и кадили ему. Эту реликвию пришлось уничтожить.
Конечно, Моисея оправдывает то, что Господь повелел ему сделать изваяние. Но почему Бог принял такое решение? Не мог ли Он каким-то другим способом послать народу исцеление от ядовитых змеев, чтобы не искушать народ?
Зачем-то это было нужно…
Для христиан все понятно. Змей, прибитый к дереву – образ Крестной Жертвы (Ин. 3:14). А для людей, живших в дохристианский период? Было ли неразрешимой загадкой?
Обратимся к оригинальному тексту. Слово «змей» на иврите звучит «нахаш» и встречается первый раз в Бытии, в рассказе о грехопадении. Однокоренным для змея является название материала (меди) из которого Моисей сделал изваяние. В русском языке один из видов змеи называется «медянка».
Но в начале, в повелении Господа «сделать змея» стоит другое слово - «сараф». Один из переводов этого слова – «змей». Но только ли это? Нет ли здесь намека на некое Существо, не чуждое Божественной природе…
Производное от «сараф» – Серафим (вообще-то это множественное число от сараф) употребляется в Писании как Ветхого, так и Нового Заветов. Это существа Божественной природы, находящиеся на службе Бога Всевышнего. Христиане опять в выигрыше, лишнее подтверждение евангельского толкования. А дохристианские народы – снова спросим мы? А общечеловеческая ценность?
Во всемирной истории религий есть такой устойчивый мотив: для спасения человечества необходима искупительная смерть некого Существа, обладающего Божественной природой. Таким мотивом была, в частности, охота на медведя в Медвежьем культе во времена палеолита. Пещерный медведь был для людей каменного века символом Божества. Вместе с тем, люди охотились на него и убивали. Охота на этого опасного зверя не была связана с необходимостью добывать пищу или жилище. Кругом было достаточно более мелкой дичи и немало свободных пещер. Охота на пещерного медведя была ритуальной…
Среди народов Сибири до сих пор имеет место такой обычай. Добывают в лесу медвежонка и выращивают его почти до взрослого возраста. Затем происходит странное действо: люди собираются всем селом и… забивают зверя до смерти. На просьбу объяснить смысл этого жестокого мероприятия жители только пожимают плечами и говорят нехотя: таков обычай…
Прибитый к древку Сараф и забитый до смерти Медведь есть для дохристианских народов возможность мистически прозревать грядущую искупительную Жертву Христа.
Tags: Искупительная Жертва, Священное писание, Христос
Subscribe

  • Существует ли ад?

    Вот как ответил на этот вопрос свящ. Георгий Кочетков Об аде и рае говорится много. И, как ни странно, это одна из немногих традиционных духовных…

  • Левиафан: убить нельзя приручить

    Паоло Уччелло. Битва св. Георгия с драконом. Ок. 1456 г. Катехизические беседы несут в себе возможность творческого участия и некоторый риск,…

  • Хозяин молний

    Кто проводит протоки для излияния воды и путь для громоносной молнии, чтобы шел дождь на землю безлюдную, на пустыню, где нет человека, чтобы…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments